Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Ваш ребенок подрос. И вот настал тот деть, когда вы на породе детского сада. Здесь о вашем ребенке будут заботиться профессиональные педагоги. Как правило, это событие у многих родителей ассоциируется со слезами и частыми болезнями. Но так ли все страшно!? Сегодня поговорим об особенностях адаптации в возрастной период с 1,5 до 3 лет и от 3-х и старше, а также помочь ребенку быстрее адаптироваться к условиям в детском саду.
Рассмотрим основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к детскому саду и как они проявляются у детей.
Первый и основополагающий фактор – это состояние здоровья детей. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями. Тяжелее всего адаптация к условиям образовательного учреждения проходит у детей 3 группы здоровья (дети с соматическим хроническим заболеванием): у них наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют в период адаптации.
Второй факт – это возрастные особенности протекания адаптации:
От 1,5 до 3 лет:
— На втором году жизни ребенок начинает меньше бояться чужих взрослых.
— В полтора года более характерным будет не страх, а настороженное ожидание по отношению к незнакомому взрослому, а в дальнейшем – смущение, своеобразная застенчивость при первоначальном знакомстве – обычно до двух – двух с половиной лет.
— Оптимальный вариант приема детей не ранее 2 лет, когда у них уже нет страха перед незнакомыми людьми, а привязанность к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее.
— Более благоприятный для адаптации возраст от 2 лет приходится преимущественно для девочек.
От 3-х лет:
— Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик 3 — 3,5 года.
— Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух- и четырехлеток.
— Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обстановке.
— Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что они привыкли к домашним условиям.
— Тем не менее, и у трехлеток и у четырехлеток есть общий положительный момент в адаптации к ДОУ, который качественно отличает их от двухлеток. Дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых.
— У мальчиков более благоприятный для адаптации к детскому саду возраст составляет 2,5 — 3,5 года.
— Мальчики в большей степени, чем девочки привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней, они дольше чувствуют привязанность к ней.
Третий фактор — уровень развития общения:
1 группа. Дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Такие дети глубоко переживают расставание с близкими, так как опыта общения с посторонними не имеют и не готовы вступать с ними в контакт. Беспокойство, плаксивость сохраняются в их поведении довольно долго. Адаптация, в данном случае, проходит более сложно.
2 группа. Дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Такие дети, пока воспитатель рядом спокойны, но детей такой ребенок, как правило, боится и держится от них на расстоянии. Детям данной группы в период привыкания свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние.
3 группа. Дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослыми. Для них характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность или в сюжетно-ролевую игру, устанавливают положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Играют часто самостоятельно и одни. С детьми контактируют редко и кратковременно. Адаптация происходит достаточно легко.
Четвертый фактор — тип нервной системы:
Сильный уравновешенный тип. Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные моменты, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро.
Сильный неуравновешенный тип. Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. В первые дни у таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы.
Сильный уравновешенный инертный тип. Дети отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися, однако свойственная им заторможенность может усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии координации движений, в овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения.
Слабый тип. Дети с ослабленным типом нервной системы очень болезненно переносят перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей.
Примерные сроки и критерии успешной адаптации ребенка к детскому саду:
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
1. Лёгкая адаптация. Сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного.
Физиологические критерии:
Психоэмоциональные критерии:
2. Адаптация средней тяжести. Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса.
Физиологические критерии:
Психоэмоциональные критерии:
3. Тяжелая адаптация. Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Физиологические критерии:
Психоэмоциональные критерии:
С уважением, старший воспитатель Кушнер М.В