Консультация «Экология и дошкольник»

Экологическое воспитание в детском саду — это актуальная проблема во всех дошкольных учреждениях.

воспитатель: Мамонтова Оксана Викторовна

      В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания.  Одно из важнейших условий формирования экологических представлений -это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

     Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их – дело не из легких. Основные задачи, которые решаются в этом направлении, следующие:

-дать представления о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие;

-сформировать познавательный интерес к миру растений;

-помочь направить активность и энергию детей в правильное русло;

-нацелить на помощь в сохранении окружающей природы;

-дать возможность ребенку развиваться интеллектуально и духовно, быть в курсе всех экологических событий, которые происходят сейчас не только в его городе и стране, но и во всем мире;

-расширить кругозор;

-способствовать формированию ответственного и правильного отношения к окружающей природе и среде, ее сохранению и улучшению.

       В педагогической работе по ознакомлению дошкольников с растениями мы используем следующие формы: «прокладывание» экологических троп, разработка маршрутов и тем экскурсий и экологических прогулок; оформление календарей природы; организация и проведение смотров-конкурсов детских работ; экологические праздники и занятия.

     Полученные представления о тех или иных растениях должны закрепляться и пополняться, тем самым поддерживая познавательный интерес детей.

     Образовательная деятельность, построенные на интеграции, объединяются одной темой. На таких занятиях дети чувствуют себя раскрепощено, умеют работать в сотрудничестве с детьми и взрослыми, любознательны и активны, у детей наблюдается высокий творческий потенциал.

      Использование интегрированного метода обучения способствует целостному восприятию мира ребенком, развивает его самостоятельность, познавательные и творческие способности.

Дошкольный возраст  является сенситивным этапом в развитии экологической культуры человека. В данном этапе развития ребенка закладываются основы  позитивного отношения к природе, к окружающему миру. Выше сказанное ведет к формированию  экологических знаний у дошкольников, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем… 
    Дошкольная ступень образования – это начальное звено в системе непрерывного экологического образования, которая ведет к формированию культуры рационального природопользования. Предлагаю вспомнить             
задачи экологического образования в детском саду:

1. Развитие у детей элементов экологического сознания, которое определяется содержанием и характером экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире.

2. Развитие у детей навыков экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе

3. Развитие положительного опыта эмоционально – чувственного восприятия природы, эстетического видения ее.

4. Развитие осознанного отношения к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.

        В нашем детском саду экологическое воспитание осуществляется в повседневной жизни и на образовательной деятельности. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду — уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Знакомство детей с природой происходит и на занятиях, во время экскурсий, наблюдений, в ходе экспериментирования, моделирования, подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр, в процессе игр – драматизаций.

   
      Система нашей работы с детьми включает:
-годовое тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности с учетом сезонных явлений;
— оснащение экологической развивающей среды (уголка природы, уголок экспериментирования, метеоплощадка, экологическая тропа);
-организация совместной развлекательной деятельности (праздники, развлечения, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
— чтение художественной литературы;
-совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (проекты «Мир вокруг нас», «Волшебный мир природы», кружок «Природа и мы», акции по озеленению территории ДОУ «Посади дерево», изготовлению скворечников и кормушек для птиц «Помоги птицам» и др.);
— организация огорода на окне, выращивание зелени рассады на подоконнике;         
-игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
-экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
-создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).
        Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов:

Групповые комнаты, в которых размещены уголки природы, экологические лаборатории, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, уголки релаксации и т.д. Здесь проводим экологические занятия, работу в рамках проектной деятельности, занимаемся  исследованиями, экспериментированием. К сожалению, по новому СанПину не разрешается содержать живые организмы в детском саду. В рамках кружковой деятельности проводим интегрированные  занятия,  занимаемся изготовлением  поделок из природного и бросового материала, изготовлением  костюмов, декораций для праздников, иллюстрированием художественных произведений о природе. В групповых комнатах устраиваем тематические выставки детских работ.

Еженедельно мы проводим экологические развлечения и праздники, музыкальные занятия с природной тематикой, экологические инсценировки с участием детей, кукольные театры экологического содержания и др. Во всех возрастных группах и в методическом кабинете ДОУ сформированы  библиотечки по экологическому воспитанию и образованию дошкольников.  Большое внимание уделяем чтению экологической художественной литературы, рассматриванию иллюстрации в книгах о природе, проведению беседы, обсуждению прочитанного, организовываем конкурсы и викторины экологического содержания.

         На территория детского сада организовали экологическую тропу, рябина, скворечник, альпийская горка,   кустарники,  водоем, береза, хозяин тропы, гнездо аиста, клен,  огород,  дуб, лиственница, лекарственные травы, пень, сирень,  уголок леса, липа, муравейник, цветник, луг.

 Развивая ребенка, закладывая в него любовь к природе, мы надеемся изменить будущее человечества, научив его ценить свой дом-природу!

20171030_114934.jpg

Акция «Добрый дом»

XW9eC0YXKOg.jpg
016q3DF6Ya8.jpg

Театрализация сказки «Девочка-Весна»

12 сентября, 2019 by