Обобщение опыта Экологическое воспитание дошкольников младшего и старшего возраста через знакомство с птицами (Мамонтова О.В.)

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ПО ТЕМЕ:

«Экологическое воспитание детей

младшего и старшего дошкольного возраста через знакомство с птицами»

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/18/s_58cd41e57709a/img32.jpg

Воспитатель:

 Мамонтова Оксана Викторовна

Тюмень, 2019г.

     Можно ли представить себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

   Зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода. А как живётся зимой птицам? Зимой птицам приходится тратить много сил и энергии на поиски пищи. Особенно трудно приходится маленьким птичкам: воробьям, синицам. Им требуется относительно больше пищи для того, чтобы восстановить свою энергию. К тому же маленькие птички питаются мелким кормом, который в первую очередь покрывается снегом или льдом. Если птица не сможет найти себе еды в течение короткого зимнего дня, это может привести ее к гибели.

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.

   В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас?

    Ежегодно в нашем детском саду проходит экологическая природоохранная акция «Покормите птиц!». Её цель – помочь зимующим птицам, а также закрепить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы. Развить наблюдательность и образное восприятие мира. Расширить знания детей об условиях жизни птиц зимой. Научить проявлять заботу и доброту к ним, помочь испытать радость от сознания того, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

    Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно.  За время проведения экологической акции дети получают возможность ухаживать, наблюдать за пернатыми, почувствовать значимость проделанной работы. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.  Воспитанники детского сада заботятся о своих пернатых друзьях: кто-то вместе с родителями делает кормушки, на прогулках дети вместе с взрослыми подкармливают птиц.

 А чтобы детям стало понятнее, почему их помощь так необходима, педагоги дошкольного учреждения проводят беседы о зимующих птицах, играют в дидактические игры, загадывают загадки, читают художественные произведения.

    Милые ребятишки, уважаемые взрослые, так давайте же не будем забывать «братьев наших меньших», будем ухаживать за ними, строить кормушки, кормить и беречь. Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и…

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

Научить детей любить и беречь природу, быть милосердными и заботливыми защитниками её – одна из важных задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Работу по формированию бережного отношения к природе хорошо начинать с ежедневного общения с ней, научить видеть её красоту, замечать сезонные изменения и взаимосвязь всех её звеньев.

В старшей группе представления детей о живой природе расширяются и уточняются, развивается детская любознательность, расширяется кругозор. Большой интерес у детей вызывают птицы, так как они наиболее доступны непосредственному восприятию детей, за их жизнью можно наблюдать во время ежедневных прогулок на участке детского сада. 

Ещё весной я обращала внимание детей на появление новых птиц на нашем участке, напомнила, что это возвращаются в родные места перелётные, которые на всю зиму улетали в тёплые страны. Мы слушали весёлые и радостные песни скворца. Рассматривали его внешность, отметили, что это крупная птица с чёрным оперением и длинным прямым клювом. Я обратила внимание детей на то, что клюв у птиц разного цвета: чёрный у самок и ярко-жёлтый у самцов. 

Наблюдали с детьми, как семейная пара скворцов устраивала гнездо в своём скворечнике: они приносили сухие травинки и прутики, и всё это пропихивали в леток. Через некоторое время, когда скворцы стали прилетать с разной добычей в клювах (червяки, бабочки и т.п.), мы с ребятами сделали вывод – в скворечнике появились птенцы. Я рассказала детям, что как только скворчата подрастут и окрепнут, родители научат их летать, добывать себе пищу, защищаться от врагов.

Осенью мы с детьми наблюдали, как скворцы собираются в стаи, чтобы отправиться в дальний путь. Дети обратили внимание, что стаи птиц стремительно носятся в воздухе, резко и одновременно, как будто по команде меняют направление движения, затем садятся на крыши домов и вновь срываются в полёт. Я рассказала детям, что таким образом птицы тренируют себя, чтобы выдержать дальние перелёты. Предложила ребятам ответить на вопрос, почему улетают птицы. Дети, прежде всего, вспомнили, чем питаются скворцы – насекомыми, а с приходом осени насекомые исчезли, значит, птицы начинают голодать. Вот поэтому и отправляются в тёплые страны, где легко добыть пищу – дети сделали правильный вывод.

С наступлением заморозков на нашем участке можно увидеть красивых снегирей, но понаблюдать за ними чаще удаётся из окна, так как они трусливы и при приближении людей улетают. Я объяснила детям, что снегири живут в северных лесах, а с приходом снежной и морозной зимы перебираются ближе к человеческому жилью. Внимательно рассмотрели внешний вид этих птиц. Обратили внимание, что самец и самка отличаются друг от друга. У самца спина синевато-серая, хвост и крылья чёрные, а грудка – ярко-красная. У самочки же грудка тёмно-серая. Рассказала детям о том, что яички в гнезде снегирей насиживает самка, а самец в этот период заботится о ней, приносит корм. Лучшее лакомство для снегирей – ягоды рябины, шиповника, боярышника. Но не отказываются они и от корма в кормушках, приготовленных людьми.

Самым доступным для наблюдений в любое время года в наших краях является воробей. Рассматривая его внешность, мы с детьми отметили, что у этой маленькой и бойкой птички коричневая спинка, тёмно-бурые хвост и крылышки, чёрные подбородок и горло, серая голова.

В тёплое время года воробей питается мошками, комарами, поедает гусениц и тлю, принося пользу нашим садам и огородам. Осенью едой для воробьёв становятся различные зёрнышки и семена растений. Рассказала детям, что воробьи стараются поселиться рядом с людьми, потому что чувствуют себя защищёнными от хищников, и в зимнее время найдут здесь корм. Дети обратили внимание на то, что если один воробей найдет посыпанные зернышки, то начинает громко чирикать, тут же на его зов прилетает дружная стайка и все лакомятся угощением. Я предложила детям охарактеризовать такую черту поведения этой птички. Дети пришли к выводу, что воробьи дружные и не жадные. Ещё ребята заметили, что воробышки смелые, так как клюют зёрнышки почти у наших ног. И каждая прогулка в холодное время года начинается у нас с посыпания корма в кормушки, которые помогли смастерить родители. Наблюдая за воробьями, дети отметили, что в морозные дни они сидят, нахохлившись, а в теплые – весело летают, громко щебечут. Ещё дети обратили внимание, что воробьи прячутся под крыши домов и даже в скворечниках. Я рассказала детям, что в этих местах они устраивают гнезда. За лето в одной воробьиной семье появляется несколько новых поколений. Насиживают яйца воробей и воробьиха по очереди. Растут птенцы быстро, но чтобы выкормить их и выучить всем птичьим премудростям, родителям приходится немного потрудиться.

Я привела примеры наших наблюдений за некоторыми перелётными, пролётными и зимующими птицами. Но уделяем мы целому отряду пернатых. Например: перелётным – ласточкам, грачам, уткам, кукушкам, журавлям; пролётным – прекрасным свиристелям; зимующим – синицам, сорокам, дятлам и воронам. Так же рассматриваем внешность этих птиц, беседуем о их характерных повадках, о том, что едят и как заботятся о потомстве, какую пользу приносят.

Для закрепления полученных знаний о наших маленьких друзьях большое значение имеет правильный подбор художественной литературы, наглядного материала и игр. Весь материал подбираю так, чтобы он был доступен и понятен детям.

С приходом осени мы начинаем готовиться к встрече наших друзей – птиц, которые не улетают в теплые края, а с холодами перебираются поближе к жилью человека в поисках пищи. Подкармливать птиц зимой у нас в детском саду стало уже не просто привычным делом, а неотъемлемой частью нашей работы. В начале осени внутри детского сада проходит конкурс «Лучшая кормушка для птиц». Главным условием этого конкурса является, то, что кормушка должна быть прочной, удобной для посещения птицами, эстетичной. Родители с большим удовольствием участвуют в конкурсе. Но и кормушки прошлой зимы мы реставрируем, если требуется и тоже размещаем на участках. В этом году у нас около двадцати кормушек, разных и по форме и по материалу, размещено на участках.

Семечки и разные злаки нам тоже приносят дети вместе с родителями в достаточном количестве. Синички, воробьи, голуби очень частые гости нашего детского сада. 

Мы продолжаем проводить очень большую работу и в течение всего учебного года по ознакомлению детей с птицами, с их повадками, с их образом жизни. 

Продолжается работа по проекту «Птицы – наши друзья». В каждом году разрабатываем план – программу экологической недели под названьем «Птичья неделя» для детей старшей и подготовительной группы. Каждый год, первого апреля, мы проводим праздник, посвященный всемирному дню птиц, и в этом году у нас проходит викторина «Знатоки птиц» для детей старшей и подготовительной группы. На викторине дети продемонстрируют все свои знания о птицах полученные в ходе педагогического процесса. Работа по ознакомлению детей с птицами ведется системно, в определенном логическом порядке.

Дети с большим интересом слушают и принимают активное участие в беседах, рассматривают иллюстрации и фотографии с изображением птиц.

Наблюдать за птицами, прилетающими на участок детского сада, доставляет детям еще большее удовольствие. 

В этом году к условиям конкурса добавился еще один пункт. Это изготовление синичников и скворечников, разместить которые нужно в удобных местах для гнездования птиц. Благодаря тесному сотрудничеству с родителями у нас будут теперь и синичники, и скворечник. Несколько синичников мы решили попробовать разместить на наших участках в детском саду, другие, родители разместят на дачных участках, а так же в частном секторе. Надеемся, что наши синичники понравятся воробьям, синичкам и другим мелким птицам и они их используют по назначению. 

Чтобы правильно кормить птиц, мы с детьми придерживаемся определенных правил:

Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, коробки, оберточную бумагу;

Подкармливать в одном и том же месте, в одно и то же время до обеда, птицы будут сами прилетать к этому времени;

Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. 

Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и…

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая: 

«Спасибо нам великое!»

Дети в нашем детском саду точно знают, что птица – это прекрасное создание природы. Недаром в разных странах про птиц слагают много песен, стихов, легенд, сказок.

Знают, что каждая птица любит свой дом. Долг каждого человека – охранять птиц, не нарушать их покой. И наша забота о них в зимнее время не пройдет для всех даром.

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья!

Реализация проекта «Экологическое воспитание детей

младшего и старшего дошкольного возраста через знакомство с птицами», участие, уже третий год, в региональном конкурсе «Покормите птиц зимой» позволяет:

Детям:

Познать тайны птичьего мира;

Научить детей доброму и бережному отношению к природе;

Воспитать заботливое и бережное отношение к птицам;

Познакомить с особенностями их жизни;

Испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели;

Дать детям элементарные сведения о том, чем кормят птиц зимой;

Познакомиться с народными приметами и литературными произведениями о птицах;

Дать детям элементарные понятия, чем может помочь птицам изготовление синичников и скворечников;

Педагогам:

Обогатить теоретические знания о птицах, их жизни, повадках, местах обитания;

Обогатить и разнообразить практический опыт работы с детьми: методические разработки, занятия, наблюдения;

Принимать активное участие во всех экологических конкурсах, семинарах, методических объединениях, проводимых на разных уровнях: республиканских, всероссийских, муниципальных, а также внутри детского сада;

Выявить знания детей о птицах и о природе;

Родителям:

Тесно сотрудничать с воспитателями детского сада;

Принимать активное участие в изготовлении кормушек, синичников, скворечников;

Пополнять запасы корма для птиц, прилетающих на территорию детского сада

Совершать семейные прогулки на природу, в парк, проявляя заботу о пернатых друзьях;

Обогащать свои знания о жизни птиц;

Оказывать практическую помощь в сохранении всех видов птиц живущих рядом с нами. Увеличить степень участия родителей в воспитании детей;

Мой приятель воробей

За что я люблю воробья? 

За то, что он такой, как я:

Когда приходят 

Холода 

— Не улетает 

Никуда.

(В.Левин)

Заключение:

      Участие детей в данном проекте позволило сформировать у них ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному  миру. Приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта создало атмосферу тепла и доверия между ними и педагогическим персоналом. 

      Важным результатом проекта явилась мотивация к сотрудничеству, совместному творчеству тех родителей, которые по разным причинам занимали пассивную позицию. Участие в реализации проекта убедило родителей в важности своего влияния на развитие ребенка, научило содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением.

Список литературы:

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Корнилова Валентина «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации, 2013

3. Дыбина О.В. и др. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». М.: Сфера 2005 г.

4. Хабарова Т.В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности», 2011  

5. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М.: Сфера, 2004

6. Киреева Л.Г. «Формирование экологической культуры дошкольников». Планирование, конспекты занятий, 2008

7. Николаева С.Н. «Юный эколог». Мозаика- Синтез, 2004г

8. Вакуленко Ю.А. «Воспитание любви к природе у дошкольников». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008г.

9. Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду». «Т.Ц. Сфера», 2009г

10. Шишкина В.А. «Прогулки в природу». Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений.

18 сентября, 2019 by