Адаптированная основная образовательная программа для слабослышащих и позднооглохших детей

Реализуемый уровень образования Дошкольное образование
Форма обучения очная
Нормативный срок обучения 5 лет
Наименование образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа для слабослышащих  и позднооглохших детей МАДОУ д/с № 151 города Тюмени
Описание образовательной программы
Адаптированная основная образовательная программа МАДОУ д/с № 151 города Тюмени для слабослышащих и позднооглохших детей дошкольного возраста разработана с учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт).  Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.  Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.  Целевой раздел Программы пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.  Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (коррекционную программу).  Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей слабослышащих и позднооглохших детей в различных видах деятельности, таких как:  – игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),  – коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),  – познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:  – восприятие художественной литературы и фольклора,  – самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),  – конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,  – изобразительная (рисование, лепка, аппликация),  – музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), – двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.  Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.  АООП МАДОУ д/с № 151 города Тюмени обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных групп общеразвивающей направленности. В Организационном разделе программы представлено, в каких условиях реализуется программа и представляющий материально-техническое обеспечение реализации программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогически, кадровые и финансовые условия реализации программы.
Информация об учебном плане 
Учебный план разработан на основе адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Учебный план ежегодно рассматривается на педагогическом совете и утверждается руководителем ОУ.  Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки:  — в младшей группе (дети четвертого года жизни) — 2 часа 45 мин., — в средней группе (дети пятого года жизни) — 4 часа, — в старшей группе (дети шестого года жизни) — 6 часов 15 минут,  — в подготовительной (дети седьмого года жизни) — 8 часов 30 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности  — для детей 4-го года жизни — не более 15 минут,  — для детей 5-го года жизни — не более 20 минут,  — для детей 6-го года жизни — не более 25 минут — для детей 7-го года жизни — не более 30 минут.  Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности — не менее 10 минут.
Аннотации к рабочим адаптированным программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе адаптированной образовательной программы) 
Содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушением слуха в возрасте от 3 до 7 лет изложено по пяти образовательным областям:  социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Обозначенные образовательные области обеспечивают решение общеразвивающих задач. Вместе с тем каждый из видов деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие методы их решения. Это связано с тем, что дети с нарушением слуха имеют специфические особенности восприятия, обусловленные непосредственно имеющимися нарушениями, поэтому они нуждаются в специальном воздействии, направленном на коррекцию их слухоречевого развития, на формирование навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.   Поэтому в содержание Программы включены такие разделы, как:  — развитие слухового восприятия;   — формирование у детей с нарушением слуха всех компонентов устной речи;  — формирование произношения.  В основу данного раздела положен тематический принцип к предъявлению и отработке речевого материала. Тематический перечень включает в себя темы по плану. Выбранная тематика близка обучающимся по жизненному опыту, отражает события и явления окружающей жизни, отвечает интересам детей.   
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования слабослышащих и позднооглохших детей:  социально-коммуникативное развитие (разделы программы «Коммуникативная деятельность», «Трудовая деятельность», «Охрана жизнедеятельности», «Игровая деятельность»);  познавательное развитие (разделы программы «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с окружающим миром»,  «Конструирование»);  речевое развитие (разделы программы «Развитие речи и обучение чтению», «Знакомство с художественной литературой»);  художественно-эстетическое развитие (разделы программы «Изобразительная деятельность», «Музыкальное развитие»);  физическое развитие (разделы «Физические упражнения и укрепление здоровья», «Здоровый образ жизни», «Развитие мелкой моторики»).  Конкретное содержание указанных направлений развития зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно исследовательской деятельности) как сквозных механизмах развития ребенка. 
Информация о календарном учебном графике
Прилагается
Информация о методических и об иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых адаптированных образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных адаптированной образовательной программой
Мазанова Е.В., «Комплексная коррекционная образовательная программа развития детей от 4-7 лет» Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б., Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие.
Сиротюк А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика.
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений: Метод. пособие. Сост. И.А. Смирнова / Под ред. Л.М. Шипицыной.
Белая Н.А. Психолого-педагогические условия развития речевого общения слабослышащих дошкольников
Численность воспитанников по реализуемым адаптированным образовательным программам 
1  человек
Язык, на котором осуществляется образование (обучение)
русский

Презентация к программе

Адаптированная основная образовательная программа программа для слабослышащих и позднооглохших детей

Учебный план

Годовой календарный учебный график

8 июля, 2019 by admin