Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Малыш стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с предметами позволяет познать их отличительные особенности, но в то же время порождает у него множество вопросов.
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки (башенки, пирамидки, неваляшки, вкладыши, матрёшки и др.). Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями. Необходимыми для умственного развития маленьких детей являются и дидактические игры.
Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с предметами, учатся культуре общения друг с другом. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Актуальность данной темызаключается в том, что в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания.
Цель: Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
1. Способствовать формированию перцептивных, обследовательских действий у детей младшей группы.
2. Закреплять представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина.
3. Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Для того, чтобы довести до детей определённое содержание, сформировать у них знания, умения и навыки во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог.
В работе были использованы разнообразные методы и приемы:
— Словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, др.)
— Наглядные (использование дидактического материала, картинок, игрушек, предметов с ярко выраженными цветом, формой, величиной, показ образца, показ способа действия)
— Практические (действия ребенка с предметами, сравнение, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей, др.)
Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки, красочный демонстрационный и раздаточный материал. Предлагаю детям разноцветные шнурки, палочки, прищепки для ловких рук; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц».
Планируя игры, упражнения по ознакомлению детей с цветом, величиной, формой, развитию мелкой моторики пальцев рук — придерживаюсь принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий. Например, сначала знакомила детей с двумя контрастными цветами. В этом мне помогли игры «Ленточки для шариков», «Ленточки красивые – красные и синие», подбирать к образцу однородные парные предметы.
Затем, когда дети усвоили эти цвета, предложила детям игры с ориентировкой на четыре основных цвета. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики, карандаши, др.).
На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как: «Привяжи ниточки к шарикам»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Посади бабочку на цветок», др.
Работа на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета. Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета; «Курочка и цыплята». Конечно, бывают ошибки, но я их по ходу игры исправляю. Малыши с удовольствием играют в предложенные дидактические игры, любят рассматривать иллюстрации книг.
Для формирования представлений о форме предметов учу различать предметы с помощью приёма сравнения. Например, побуждаю детей подыскивать сравнение: «На что похож мячик по форме?». Произношу фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый, как апельсин».
Далее предлагаю детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.
В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие», «Подари зайчику морковку», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.
Для развития тактильных ощущений использую такие игры как, «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Чудесный мешочек», др.
При проведении дидактических игр с детьми раннего возраста, я объясняла правила по ходу игры: Например, игра «Собери пирамидку». Я объясняла правило при сборке игрушки с одновременным показом. У каждого ребенка в руках пирамидка. Я предлагала снять кольца со стержня и положить их на стол. Затем, обращаясь к детям, говорила: «Дети, давайте опять соберем пирамидку, вот такую (Показываю).
А сейчас опять поищем самое большое колечко и тоже наденем на палочку». Дети ищут и находят самое большое кольцо, надевают его на стержень, игра повторяется до тех пор, пока её участники не освоят основное правило: каждый раз надо находить и надевать на стержень самое большое (из оставшихся) кольцо.
Усвоив правило, дети охотно играют с пирамидками. Теперь, чтобы повысить заинтересованность, можно ввести элемент соревнования: кто быстрее соберет пирамидку.
Выбор методов и приёмов в организации дидактической игры, зависит от программного содержания, которое должны усвоить дети, а также от их индивидуальных особенностей.
Взаимодействие с родителями
Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех участников процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям.
В начале года не все родители понимали значимость сенсорного развития через дидактические игрыименнодля детей раннего возраста (анкетирование, индивидуальные беседы). Для достижения цели были использованы разнообразные формы работы с родителями.
Проведены родительские собрания на тему: «Путешествие в страну Сенсорики», «Сенсорное развитие детей через дидактические игры».Консультации на темы «Роль дидактических игр по сенсорике для детей раннего возраста», «Дидактическая игра в жизни малыша», «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр», «Пальчиковые игры и развитие речи» и др. Кроме этого проводились индивидуальные беседы с родителями, например, «Как выбрать дидактическую игру для малыша», «Какой мозаикой малышу удобней играть» и др.
Также была оформлена в Уголке для родителей наглядная информация на тему «Что должен знать и уметь ребёнок к 3 годам». Было предложено родителям совместно провести проект «Сенсорное развитие детей через дидактические игры». Родители приняли в нём активное участие.
Заключение
Для детей раннего возраста сенсорное развитие имеет большое значение, т. к. оно является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и внимания. В процессе сенсорного развития детей происходит реализация следующих задач:
постепенно формируются у детей представления о свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве;
развивается восприятие окружающего мира;
дети обучаются способам исследования окружающего мира: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке.
развивается мелкая моторика рук.
Как известно, игра — ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Игры по сенсорному развитию имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях и повседневной жизни.