«Игры и упражнения с использованием природного материала как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Консультацию подготовила 

Прохоренко Ирина Николаевна

«Игры и упражнения с использованием природного материала как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

C:\Users\Василий\Desktop\фото для портфолио\IMG_0309.JPG

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. 

   От них, образно говоря,  идут тончайшие 

    ручейки, которые питают источник 

      творческой мысли…

Чем больше мастерства в детской руке, тем

   ребенок умнее».

В.А.Сухомлинский.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

1060373

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Значение мелкой   моторики

1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Существуют различные виды деятельности по развитию мелкой моторики рук, а именно:

— массаж кистей рук; 

— пальчиковая гимнастика;

— физкультминутки;

— лепка из пластилина и соленого теста;

— нетрадиционные техники рисования кистью, пальцами; 

— различные виды аппликаций;

— рисование по трафаретам;

— шнуровки; 

— игры с природным материалом.

В нашей работе мы хотим более подробно рассмотреть один из видов развития мелкой моторики рук, как игры с природным материалом.

Почему природный материал? Потому что:

• он всегда доступен;

• не требует больших финансовых затрат;

• помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи.

Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны.

C:\Users\Василий\Desktop\фото для портфолио\шишки к.JPGC:\Users\Василий\Desktop\фото для портфолио\перчатки эксперимент.JPGпесок стол

Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий, природной направленности постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей младшего дошкольного возраста. Это говорит о том, что целенаправленная работа принесла желаемые результаты.
C:\Users\Василий\Pictures\сад уроки\sm.jpg

16 декабря, 2020 by