«Фольклор как средство приобщения к русской народной культуре детей старшего дошкольного возраста»

«Фольклор как средство приобщения к русской народной культуре детей старшего дошкольного возраста»

(из опыта работы)

   Сорокиной Татьяны Дмитриевны,

                                                                                                              воспитателя МАДОУ

 д/с №151 города Тюмени

  1. Введение

«Воспитание, лишенное народных корней — бессильно»

К. Д. Ушинский

     Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. 

     Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. 

     На данный момент Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.  В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице — малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. 

Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. Сейчас многие взрослые люди, не говоря уже о детях, не имеют представления о русских народных праздниках, об утвари, не понимают значения исконно русских слов. 

     В основных принципах дошкольного образования ФГОС утвердил пункт о приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Такая образовательная область как социально-коммуникативное развитие включает в себя формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. В художественно — эстетическом развитии не последнее место занимает формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

   Необычность и новизна, разнообразие окружающего мира, которые открываются детям с помощью народных сказок, народного фольклора, промыслов способствуют эмоциональному воздействию на ребенка, вызывают его удивление, желание больше узнать, побуждают к передаче чувств и мыслей посредством участия в праздниках и развлечениях. 

    Включение элементов устного народного творчества в процесс образования и воспитания дошкольников дает возможность не только для развития речевой выразительности, но и развивает мнемонические процессы, открывает дорогу к творческим проявлениям, наблюдательности, обогащению и активизации словаря, внутренней раскованности.

    Таким образом, цель работы по приобщению детей к национальной культуре мы видим в систематическом использовании в практике своей работы всех разновидностей (жанров) народного творчества посредством знакомства и исполнения произведений фольклора, который способен привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней.

Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Цель и задачи

Цель: Прививать и воспитывать у детей любовь к истокам и традициям русского народа, его обрядам и праздникам через разнообразные формы народного фольклора.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

 1.Приобщать детей к изучению традиций и обрядов русского народа через устный фольклор, праздники и развлечения, игровую и театрализованную деятельность.

2.Развивать познавательные способности дошкольников используя все виды фольклора: заклички, хороводные и подвижные игры, потешки, сказки и т.д.

3.Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества.

4.Увлечь и заинтересовать педагогов совместными мероприятиями по знакомству детей с народными традициями, бытом и искусством.

5.Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи, формировать родительский интерес к развитию у детей патриотических чувств через все формы фольклора.

Предметно – развивающая среда

    Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим, поэтому мы постарались создать среду таким образом, чтобы она определяла направленность деятельности детей и в то же время решала задачи по патриотическому воспитанию. 

Правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научить взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Успешно осуществляет образовательную функцию «Русская изба». Цель создания данной избы – сформировать у детей интерес и уважение к традициям русского народа.В нашем группе мы оборудовали уголок в виде «русской избы», где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность. Это помогает детям понять, что они – часть великого русского народа. Наш музей нетрадиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь всё можно потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Материалы избы, представлены в доступной для детей форме, Здесь не только можно, но и нужно потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Почти все экспонаты подлинные. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории. Только предметы, сделанные руками его далеких предков, донесут до сознания представления о жизни в далеком прошлом. 

060.jpg
057.jpg

Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования содержат атрибуты для подвижных народных игр.

   В нашей группе имеется большое количество материалов, связанных с народным бытом. Эторусские игрушки (куклы – закрутки, куклы из соломы, куклы из деревянных чурбачков, обереги); предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрёшки, дымковские игрушки, вышивка); куклы в национальных русских костюмах; предметы старины. 

В уголке по изобразительной деятельности находятся: альбомы «Изразцы», «Дымковская игрушка», «Русская матрешка» и др. Рассматривая эти альбомы, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. Детям очень нравится обводить трафареты: матрешек, дымковских игрушек, хохломской посуды, а затем расписывать их.

hello_html_17612c00.jpg
20210113_111412.jpg

  В нашей группе, дети совместно с родителями составляли семейные фотоальбомы, изготавливали самодельные книги по теме: «Моя семья», генеалогическое древо — «Мой род». Эта работа подводит своеобразный итог предшествующим занятиям, на которых, раскрывались такие понятия как “мать”, “отец”, “дети”, “внуки”, “семья”, “родственники”, “род”, “родословная”, “родной язык”, “народ”, “родина”, “Отечество”. Важно, чтобы дети поняли, как связаны эти понятия, и что будет, если прервать все это.

20210113_121214.jpg

Для нравственно-эстетического развития детей в нашей группе организован музыкально-театральный уголок, в котором подобраны различные виды театра, маски сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные. Здесь же находится уголок ряжения который содержит: сарафаны, юбки, передники, фуражки, косынки, косоворотки, 

20160114_095534.jpg
20160114_094134.jpg

С помощью родителей были сделаны различные макеты: крестьянская изба, комната – горница.

052.jpg
1 123.jpg

Для знакомства с народным искусством нами были организованы дидактические игры по теме, иллюстрации и тематические папки по темам: «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь».

Весь наглядный материал и дидактические пособия, имеющиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки красочные, яркие.

C:\Users\Пушистик\Desktop\20210115_080029.jpg

В музыкально уголке находятся народные музыкальные детскими инструменты (гармошка, бубен, погремушки, деревянные ложки, барабан).

Работа по патриотическому воспитанию продолжается и на участке детского сада, в зимнее время года мы лепим снежные фигуры по произведениям русского фольклора: потешкам, сказкам.

2020-01-22-13-30-46-773-1.jpg
IMG-c738764794334b074075fe47366740f1-V.jpg

Нерегламентированная деятельность в нашей группе приносит детям огромное удовольствие. Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх используют предметы народного быта, играют в дидактические народные игры, обрядовые и сюжетно-ролевые, рассматривают иллюстрации, музицируют на народных музыкальных инструментах, рисуют, лепят, занимаются различными видами народно-прикладного искусства.

Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

Образовательная деятельность с детьми

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие, предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствуют специально организованная работа по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальная и физкультурная ОД, праздники и развлечения. В ОД по физическому развитию разучиваем подвижные народные игры, по музыкальному развитию – русские народные песни и пляски, по изобразительной деятельности знакомим детей с разными видами народной росписи.

Знакомство с народной культурой начинается с занятий, которые помогают обратить внимание детей на самих себя и понимать другого человека, проявлять сопереживание и сочувствие к людям. Большое значение имеет закрепление и развитие любви и привязанности ребенка к своей семье, формирование представления о семье, родословной, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших традиций своих предков. Для этого детям рассказывается, как и почему появились у людей имена, проводят беседы «Происхождение фамилий», «Мой дом, моя семья».  Показываются иллюстрации, оформляются семейные фотоальбомы, записываются детские рассказы об интересных событиях в семье, проводятся увлекательные вечера досуга «Отдыхаем всей семьёй».

В работе с детьми для понимания смысла обычаев, обрядов использую фольклорные произведения: считалки, дразнилки, небылицы, загадки, поговорки. Фольклор находит свое применение в разных разделах работы: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях. Часто мы ставим кукольные спектакли, разыгрываем русские народные сказки с использованием разных видов театра. Детям нравится быть маленькими актерами.

XW9eC0YXKOg.jpg
CCI12012016_0003.jpg

Основным видом деятельности дошкольника является игра. Часто проводим подвижные народные игры. Перечень игр подобран соответственно возрастным особенностям детей, сезону. 

061.jpg

Традиционным в нашей системе работы по формированию нравственно-

ценностного отношения дошкольников к истокам и современности народной

культуры стало проведение обрядовых, календарных праздников: «Осенины», «Масленица», «Жаворонки весну кличут», «Колядки». Народные праздники позволяют приобщить детей к истокам народной культуры; добиться обогащения активного словаря детей посредством фольклорных произведений; создать у детей и родителей радостное настроение.

На празднике создается атмосфера национального быта. Широко используется фольклор (песенки-потешки, колядки частушки, шутки, загадки, пословицы и поговорки, сказки, былины, звучат народные инструменты.

DSCF6054.JPG
DSCF6064.jpg
20210112_103800.jpg
20210112_103818.jpg

На празднике создавалась атмосфера национального быта. Широко использовался фольклор (песенки-потешки, колядки частушки, шутки, загадки, пословицы и поговорки, сказки, былины, звучали народные инструменты.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. В нашей группе организован мини-музей «Русская изба».  В ней происходит осознание ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время». Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются.

059.jpg
056.jpg

Широко использую в своей работе народные сказки, песни, пословицы, поговорки, потешки, колыбельные, и включаю их в разнообразные режимные моменты.

DSCF0017.JPG
DSCF0045.JPG

Знакомим детей с русским народным костюмом. Это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Знакомим с декором костюма, материалом украшений. Помогаем детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить её в рисунке, аппликации. Дети украшали народный костюм – косоворотку, рубаху, сарафан, кокошник.

C:\Users\Пушистик\Desktop\20210113_094412.jpg

Своим опытом мы делимся не только в стенах детского сада, но всегда привлекаем к возрождению народных традиций жителей нашего села, поэтому мы тесно сотрудничаем с Домом Культуры. Вместе мы проводим посиделки, народные праздники. Где дети могут услышать русские народные песни.

Изображение все 2 012.jpg

Работу по приобщению дошкольников к истокам и современности народной культуры через фольклор веду и в экологическом направлении. Таким примером может служить проведение тематической недели «Люблю березку русскую», в течение которой мы наблюдали за этим деревом, узнавали о его полезных свойствах, а самое главное – познакомились с народными приметами, а осенью и зимой наблюдали за погодой, предсказываемой приметами о березе. А как понравилось детям водить хоровод вокруг березки, исполнять про неё частушки и песни, которые они узнали от своих бабушек и мам.

Наблюдения за природой связаны также и со знакомством детей с народным календарём, который даёт возможность изучения и освоения трудовой и обрядовой жизни человека по «программе», задаваемой природой. В самом цикле народного календаря заложена периодичность и повторяемость обрядовых песен, хороводов, закличек, передаваемых из года в год, из поколения в поколение.

DSCF1399-768x576 (1).jpg
DSCF1403-768x576.jpg

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. В своей работе я стараюсь гармонично использовать сочетание традиционных форм работы с новыми современными образовательными технологиями.

067.jpg

На физкультурных занятиях, спортивных развлечениях, на посиделках, в свободной деятельности детей происходит их знакомство с русскими народными играми. Именно игра помогает ребёнку усвоить социальный опыт многих поколений. Для организации данного вида деятельности в нашей группе создана картотека игр, собраны различные игровые атрибуты. Знакомство со сказкой или её закрепление может происходить в виде спортивного развлечения. 

Работа по приобщению дошкольников к народной культуре продолжается и на участке детского сада, в зимнее время года мы, вместе с детьми лепим снежные фигуры по русским народным сказкам, обыгрываем их.

20160113_111914.jpg

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать реалистические знания об окружающем мире, с детства пытаемся заложить гуманное отношение к природе.

20210112_103726.jpg

Взаимодействие с педагогами

Тематика мероприятийФорма проведенияДата(месяц)
«Что такое традиционная культура»КонсультацияОктябрь 2019
«Формирование этнической идентичности детей посредством сказки»КонсультацияНоябрь 2019
Мастер – класс: «Русская народная кукла»ВикторинаМарт 2020г.
«Россия, Россия – края дорогие!»ВикторинаАпрель 2020г.
Распространение передового педагогического опыта работыПрезентацияСентябрь 2020
20210112_140630.jpg
20210112_140544.jpg
IMG-a8a7db85aaf08e108ce1cecf5dfd3959-V.jpg

Работа с родителями

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Родители должны понимать, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть информацией, необходимо превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.

       Работа по приобщению дошкольников к народной культуре под средством фольклора, проводится в тесной связи с родителями. В начале года мы провели семинар – практикум по теме: «Важно ли знакомить детей с русской народной культурой?» Ознакомила с содержанием и значением предстоящей работы.

Мы стараемся заинтересовать родителей и показать значимость данной темы. Для этого используем различные формы работы: анкетирование, консультации, родительские собрания, субботы для родителей, организовываем участие родителей в различных конкурсах. 

    Общаясь с родителями, интересуюсь, какие произведения они читают детям дома. Рекомендую не просто читать, а объяснять незнакомые или трудные для понимания ребенка слова, разбирать вместе с ребенком поступки героев. Познакомив родителей с методами работы над сказкой, давала задание подобрать к сказке пословицу или поговорку, объяснив ребенку ее смысл. Придумать продолжение сказки или новую сказку со знакомыми героями. Вместе с родителями дети рисовали иллюстрации к сказкам, приносили в детский сад и мы делали выставку работ.

Совместно с родителями занимались организацией книжных выставок.

20160114_135610.jpg
20160120_120450.jpg

Проходила совместная работа по подготовке театрализованных представлений, заучиванию ролей, оформлению и подготовки атрибутов, костюмов, участвовали в творческих конкурсах.

Приглашала на итоговые занятия по сказкам, устраивала выставку книг и детских рисунков.

Также, с активным участием родителей, в группе оформили мини – музей «Русская изба». Интерьер мини – музея составили подлинные предметы русского быта. Родителями были изготовлены макеты «Крестьянская изба», «Горница».

Проводили субботние мероприятия в рамках детско – родительского клуба «Мы вместе» — по темам русских народных сказок.

40WCRdFnRhw (1).jpg
_hYqC7Y8mjc.jpg

Провели мастер класс для родителей и детей: «Жаворонки весну кличут», на котором познакомили с закличками, приметами весны, русскими обрядами.DSCF0825.JPGDSCF0827.JPG

Так же провели мастер класс по изготовлению куклы – веснянки, познакомили с русскими народными тряпичными куклами, их назначением.

Также для совместной работы с родителями использую информационные стенды, папки – передвижки, различные памятки на данную тему.

Родители являются активными участниками народных праздников.

Заключение

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую приобщению дошкольников к русской народной культуре через фольклор, получала поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада.

В результате проделанной работы у детей появились знания о предметах старины и их назначении, о труде взрослых. У старших дошкольников появился интерес к истории, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах дети отражают интерес к природе родного края. Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвуют в народных играх и праздниках.

       Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по приобщению детей к русской народной культуре через фольклор, позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Через фольклор дети не только овладевают родным языком, но и осваивают его красоту, лаконичность, приобщаются к культуре своего народа, получают первые впечатления о ней. 

1 февраля, 2021 by