Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Консультация для родителей
подготовила: учитель-логопед М.Б.Андреева
«Как обучают детей звуковому анализу слов»
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети-
ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного
языка, а потом с буквами.
При подготовке к обучению грамоте исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его
звуки, установление их количества и последовательности.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность
составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в
слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный…» Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок
звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое»
слово.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение
фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового анализа и синтеза.
Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных
звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа
подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков, (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твѐрдые и мягкие), определение места звука в слове.
Уважаемые родители, помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта,
не встречает преграды. Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.
Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре
йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без
участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим
глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит
(Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки
обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твѐрдыми.
Всегда твѐрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твѐрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелѐным.
Примерные игровые задания.
Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелѐный квадратик.
Потом слово. Если в начале слова слышится твѐрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелѐный (Снег, зима, лыжи и др.).
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить схему слова КОТ.
∙ Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
∙ Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
∙ Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твѐрдый).
∙ Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
∙ Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
∙ Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
∙ Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
∙ Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
∙ Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твѐрдый, глухой).
∙ Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
∙ Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
∙ Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).
∙ Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).
∙ Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).
∙ Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с
тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят еѐ
название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаѐт
дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста
предусматривается называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это
значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребѐнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
∙ «На что похожа буква?»
∙ В ряду букв обвести в круг заданную букву.
∙ Выкладывание букв из счѐтных палочек, из верѐвочки на бархатной бумаге,
вылепить из пластилина и т.п.
∙ Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя
задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о
том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!