Экологическое воспитание в детском саду — это актуальная проблема во всех дошкольных учреждениях.
воспитатель: Мамонтова Оксана Викторовна
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений -это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе.
Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.
Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их – дело не из легких. Основные задачи, которые решаются в этом направлении, следующие:
-дать представления о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие;
-сформировать познавательный интерес к миру растений;
-помочь направить активность и энергию детей в правильное русло;
-нацелить на помощь в сохранении окружающей природы;
-дать возможность ребенку развиваться интеллектуально и духовно, быть в курсе всех экологических событий, которые происходят сейчас не только в его городе и стране, но и во всем мире;
-расширить кругозор;
-способствовать формированию ответственного и правильного отношения к окружающей природе и среде, ее сохранению и улучшению.
В педагогической работе по ознакомлению дошкольников с растениями мы используем следующие формы: «прокладывание» экологических троп, разработка маршрутов и тем экскурсий и экологических прогулок; оформление календарей природы; организация и проведение смотров-конкурсов детских работ; экологические праздники и занятия.
Полученные представления о тех или иных растениях должны закрепляться и пополняться, тем самым поддерживая познавательный интерес детей.
Образовательная деятельность, построенные на интеграции, объединяются одной темой. На таких занятиях дети чувствуют себя раскрепощено, умеют работать в сотрудничестве с детьми и взрослыми, любознательны и активны, у детей наблюдается высокий творческий потенциал.
Использование интегрированного метода обучения способствует целостному восприятию мира ребенком, развивает его самостоятельность, познавательные и творческие способности.
Дошкольный возраст является сенситивным этапом в развитии экологической культуры человека. В данном этапе развития ребенка закладываются основы позитивного отношения к природе, к окружающему миру. Выше сказанное ведет к формированию экологических знаний у дошкольников, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем… Дошкольная ступень образования – это начальное звено в системе непрерывного экологического образования, которая ведет к формированию культуры рационального природопользования. Предлагаю вспомнить задачи экологического образования в детском саду:
1. Развитие у детей элементов экологического сознания, которое определяется содержанием и характером экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире.
2. Развитие у детей навыков экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе
4. Развитие осознанного отношения к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.
В нашем детском саду экологическое воспитание осуществляется в повседневной жизни и на образовательной деятельности. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду — уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Знакомство детей с природой происходит и на занятиях, во время экскурсий, наблюдений, в ходе экспериментирования, моделирования, подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр, в процессе игр – драматизаций.
Система нашей работы с детьми включает: -годовое тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности с учетом сезонных явлений; — оснащение экологической развивающей среды (уголка природы, уголок экспериментирования, метеоплощадка, экологическая тропа); -организация совместной развлекательной деятельности (праздники, развлечения, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе); — чтение художественной литературы; -совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (проекты «Мир вокруг нас», «Волшебный мир природы», кружок «Природа и мы», акции по озеленению территории ДОУ «Посади дерево», изготовлению скворечников и кормушек для птиц «Помоги птицам» и др.); — организация огорода на окне, выращивание зелени рассады на подоконнике; -игровая деятельность, как основная форма деятельности детей; -экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг); -создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.). Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов:
Групповые комнаты, в которых размещены уголки природы, экологические лаборатории, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, уголки релаксации и т.д. Здесь проводим экологические занятия, работу в рамках проектной деятельности, занимаемся исследованиями, экспериментированием. К сожалению, по новому СанПину не разрешается содержать живые организмы в детском саду. В рамках кружковой деятельности проводим интегрированные занятия, занимаемся изготовлением поделок из природного и бросового материала, изготовлением костюмов, декораций для праздников, иллюстрированием художественных произведений о природе. В групповых комнатах устраиваем тематические выставки детских работ.
Еженедельно мы проводим экологические развлечения и праздники, музыкальные занятия с природной тематикой, экологические инсценировки с участием детей, кукольные театры экологического содержания и др. Во всех возрастных группах и в методическом кабинете ДОУ сформированы библиотечки по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Большое внимание уделяем чтению экологической художественной литературы, рассматриванию иллюстрации в книгах о природе, проведению беседы, обсуждению прочитанного, организовываем конкурсы и викторины экологического содержания.