Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Детские истерики – это нормально. Когда желания и возможности ребенка в конкретной ситуации не совпадают, случается истерика. В данном случае истерика – способ взаимодействовать с миром и заявить ему о своих желаниях. Родители не виноваты в том, что у их детей случаются истерики. Истерики – естественный этап развития детской психики.
Истерика началась – 4 простых шага
Если предупредить истерику не получилось, не волнуйтесь. В первую очередь оцените, не угрожает ли ситуация жизни и здоровью ребёнка. Если физически с ним всё в порядке, то состояние родителя выходит на первый план.
Этап 1. Оцениваем своё состояние
В первую очередь скажите себе, что вы не виноваты в том, что происходит это явление, и постарайтесь успокоиться. В этом поможет дыхание, например, метод «дыхания квадратом»: вдох – задержка, выдох – задержка.
Также помогает отсоединение. Самое простое – это сделать два шага от ребёнка. На эти несложные манипуляции уйдет секунд 20, но это поможет быстрее свести истерику на нет.
Этап 2. Присоединяемся
Если вы понимаете, что истерика ребёнка не выводит вас из себя, вы можете присоединиться к ребёнку. Опуститесь так, чтобы ваши глаза были на уровне глаз ребёнка. Вовсе не обязательно, чтобы он смотрел на вас, но вы должны быть на одном с ним уровне.
Когда истерика нарастает, ребёнок может не дать себя обнять, начнёт вас отталкивать. Вы не настаиваете и выполняете «молчаливое присоединение»: просто находитесь рядом. Можно попробовать положить руку на плечо, если он разрешает, немного похлопать. Можно сказать: «Хорошо, я буду рядом, я вижу, что ты злишься, но я буду рядом, никуда не уйду».
Этап 3. Принимаем эмоции
Когда волна истерики начинает спадать – ребёнок смиряется с тем, что не получит желаемого, появляются так называемые слезы тщетности – вы переходите к контактному присоединению, обнимаете, гладите и проговариваете эмоции: ты разозлился, но я буду рядом и я поддержу тебя.
Важный момент на этом этапе – не обесценивать переживания ребёнка: «Да, здесь какая-то ерунда», «Разбилась игрушка? Мы купим другую», «Да, пустяки, что ты плачешь», «Бывает, всё теряется».
Для ребёнка то, что случилось – настоящая трагедия, какой бы абсурдной ситуация ни казалась взрослому. Потеря машинки может быть не менее горькой, чем более серьёзная потеря для мамы.
Есть и другой способ обесценивания – это быстро начать помогать: «Давай вот это сделаем – и все пройдёт».
Ребёнка не надо торопить, ему нужно дать эту эмоцию прожить. Вы сами увидите, что он затихает и начинает к вам прислушиваться.
И тогда можно перейти к завершающему этапу.
Этап 4. Выстраиваем диалог
Когда ребёнок обратил на вас внимание, спросите: послушай, а что мы можем сделать? А я могу тебе как-то помочь? А ты себе можешь как-то помочь?
Действуем в зависимости от возраста: чем меньше ребёнок, тем больше ответственности мы берём на себя, встаём в сильную доминантную позицию. Если это подросток, то он, скорее всего, откажется от вашей помощи и сам пойдёт «разруливать ситуацию».
Таким образом, главное в истериках то, что ребёнок учится узнавать свои эмоции, проживать и решать проблемы.