Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Раздел «Образование»

Наименование образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ТНР  МАДОУ д/с № 151 города Тюмени 
Уровень образованияДошкольное образование
Форма обучения
Очная
Нормативный срок обучения
5 лет
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)
В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной программы не проводится
Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)
русский
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой
В соответствии с ФГОС ДО выделены направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; развитие речи;  познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Практика, предусмотренная образовательной программой
Не предусмотрено
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологийПри реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ТНР  МАДОУ д/с № 151 города Тюмени используется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии   ситуативно, по мере возникающей необходимости.
Описание образовательной программы 

Адаптированная образовательная программа МАДОУ д/с № 151 города Тюмени для детей с тяжелыми нарушениями речи  предназначена для осуществления коррекционной работы с детьми  с тяжелыми нарушениями речи  имеющие заключения комиссии ПМПК и рассчитана на 5 лет с 2019 г. по 2024 г. Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с Примерной  адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – Программа). Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии;  с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии,  ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка. Активное усвоение фонетико-фонематических, лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и, в основном, заканчивается  в дошкольном детстве. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием  речи окружающих его взрослых и  в большой степени зависит  от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.  Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического  слуха. Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения  фонематического слуха, лексико-грамматического строя  разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи. На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие  или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас  состоит из отдельных лепетных слов,  звуковых или звукоподражательных комплексов,  сопровождающихся жестами и мимикой; на II уровне речевого развития  в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из  слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим,  произносительные возможности ребенка значительно отстают  от возрастной нормы; на III уровне речевого развития  в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными  элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; на IV уровне речевого развития  при наличии развернутой фразовой речи  наблюдаются остаточные  проявления недоразвития всех компонентов  языковой системы. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Таким образом, ТНР выявляется у детей дошкольного возраста со следующими речевыми нарушениями – дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, детская афазия, неврозоподобное заикание (по клинико-педагогической классификации речевых нарушений). 
Информация об учебном плане

Учебный план разработан на основе адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Учебный план ежегодно рассматривается на педагогическом совете и утверждается руководителем ОУ.  Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки — в младшей группе (дети четвертого года жизни) — 2 часа 45 мин., — в средней группе (дети пятого года жизни) — 4 часа, — в старшей группе (дети шестого года жизни) — 6 часов 15 минут,  — в подготовительной (дети седьмого года жизни) — 8 часов 30 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности  — для детей 4-го года жизни — не более 15 минут,  — для детей 5-го года жизни — не более 20 минут,  — для детей 6-го года жизни — не более 25 минут — для детей 7-го года жизни — не более 30 минут.  Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности — не менее 10 минут. 
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)
Содержание психолого-педагогической работы с детьми с ТНР в возрасте от 3 до 7 лет изложено по пяти образовательным областям:  социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи опирается на использование специальных методов, привлечение специальных комплексных и парциальных образовательных программ (полностью или частично), специальных методических пособий и дидактических материалов. Реализация АООП для детей с ТНР  подразумевает квалифицированную коррекцию нарушений развития детей  в форме проведения подгрупповых и индивидуальных занятий.  Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как: – игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры), – коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми), – познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как: – восприятие художественной литературы и фольклора, – самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), – конструирование (конструкторы, модули, бумага, природный и иной материал), – изобразительная (рисование, лепка, аппликация), – музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), – двигательные (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с тяжелыми нарушениями речи в общество. Коррекционная программа: — является неотъемлемой частью адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи —  обеспечивает достижение максимальной коррекции нарушений развития  — учитывает особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи в виде целевых ориентиров в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности. 
Информация о календарном учебном графике
Построение образовательного процесса осуществляется на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Введение похожих тем в различных возрастных группах с усложнением материала дают возможность достичь единства образовательных целей и обеспечить преемственность в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста. 
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Одной теме уделяется – 2 недели. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития.
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса
Годовое планирование работы с воспитанниками с задержкой психического развития.  
Информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами5 человек
31 августа, 2019 by admin