Как обучают детей звуковому анализу слов

Консультация для родителей

                                                    подготовила: учитель-логопед М.Б.Андреева

«Как обучают детей звуковому анализу слов»

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети-

ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного

языка, а потом с буквами.

При подготовке к обучению грамоте исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его

звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность

составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в

слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный…» Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок

звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое»

слово.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение

фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового анализа и синтеза.

Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных

звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа

подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков, (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твѐрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта,

не встречает преграды. Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.

Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре

йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без

участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит

(Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки

обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твѐрдыми.

Всегда твѐрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твѐрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелѐным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелѐный квадратик.

Потом слово. Если в начале слова слышится твѐрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелѐный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

∙ Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

∙ Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

∙ Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твѐрдый).

∙ Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

∙ Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

∙ Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

∙ Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

∙ Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

∙ Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твѐрдый, глухой).

∙ Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

∙ Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

∙ Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

∙ Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

∙ Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

∙ Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с

тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят еѐ

название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаѐт

дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста

предусматривается называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это

значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребѐнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

∙ «На что похожа буква?»

∙ В ряду букв обвести в круг заданную букву.

∙ Выкладывание букв из счѐтных палочек, из верѐвочки на бархатной бумаге,

вылепить из пластилина и т.п.

∙ Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя

задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о

том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

30 августа, 2019 by admin